Боян и Ходына

      В зачине своей песни 'нынешний' Владимир отказывается подражать Бояну, хотя знает многие его былины, и эпический стиль использует не единожды. Например, в былине о Вольге Святославиче читаем:


'Похотелося Вольге много мудрости:

Щукою-рыбою ходить ему в глубоких морях,

Птицей-соколом лететь ему под облака,

Серым волком рыскать во чистых полях'.

      Вторую авторскую печать, в которой стоят рядом имена Бояна и Ходыны, мы также представляем в виде дерева, от ствола которого симметрично расходятся ветви-параболы. На верхних ветвях песнетворцы: Боян слева от вертикального ствола, Ходына справа. На великокняжеских ветвях два Святослава. Слева - Святослав Ярославич, справа - Святослав Всеволодович. Чуть ниже - ветви их сыновей: двух Олегов Святославичей. Они тезки и по имени, и по отчеству. Любимцем князя тмутороканского и черниговского Олега Святославича был Боян, а приятелем князя Олега Святославича Лопасненского был песнетворец Ходына.

      Прототип былинника Бояна некоторые ученые видят в личности реально существовавшего киевского воеводы Яна Вышатича. Из его уст услышал немало интересного летописец Сильвестр. Старец Ян прожил 90 лет и до последних дней водил полки в степные походы. Его отец Вышата служил Владимиру Ярославичу Новгородскому. Затем вместе с сыном князя Ростиславом бежал в Тмуторокань. Через три года юного Ростислава отравили, и воевода Вышата вместе с сыном Яном остался служить прибежавшему в Тмуторокань Олегу Святославичу. На службе у Олега Ян Вышатич стал княжеским любимцем и, возможно, впервые проявил свой талант сказителя и музыканта. Первые былины он мог перенять от отца или от его однополчан. Новгородцы участвовали в последнем походе Руси на Константинополь. Ян мог и сам измерить 'тропы Трояна через поля на горы', возвращаясь из плена на родину. Среди восьмисот новгородцев, ослепленных греками, на каждую сотню изможденных людей был оставлен один зрячий глаз! Тропу через Шипкинский заснеженный перевал на родину новгородец-былинник вспоминал до последних дней жизни.

      А кто же Ходына? Если вспомнить, что после появления боярина Беловода Просовича на Руси прогремел тревожный набат, если вспомнить, что великий киевский князь отправил защищать города на берегах Сейма своего сына Олега, то, вероятно, Ходыну надо искать в окружении Олега Святославича Лопасненского.

      Когда Олег Лопасненский прибыл в Путивль, там его ожидали три княгини: Ярославна, Глебовна и Ростиславна. Вместе с ним приехал из Киева бывший муж его сестры Болеславы. Это Владимир Галицкий просил Святослава Киевского отправить ему в помощь Олега с дружиной.

 


"Графика слова"
© В. Семенов