Эпиталама



 Я живу без страха и упрека

 И надеюсь, в наше время злое

 Завершить мне вдруг поможет 

                      случай

 Начатый давно поход в былое



 

Западня

      Во второй половине XII века на Руси буйствовал эгоцентризм удельных князей. Едва ли не каждый состоятельный провинциальный властелин считал своим долгом закончить жизнь в великокняжеском тереме в Киеве. Судите сами, если за всю историю киевского княжества от легендарного Аскольда до Батыева погрома, за 270 лет в городе сменилось около сорока князей, то за пятьдесят лет, с 1150 по 1200 год, Киев переходил 'из рук в руки' 20 раз! Лишь при князе Святославе Всеволодовиче, правившем в Киеве с 1176-го по 1194 год, в городе и во всей Руси восстановилось относительное спокойствие. В 'Слове' '...Святослав грозный великий киевский будто грозою прибил своими сильными полками и стальными мечами, наступив на землю Половецкую, притоптав холмы и овраги, возмутив реки и озера, иссушив потоки и болота'. (перевод В. Семенова). Тридцатого июля 1184 года объединенное русское войско, возглавляемое Святославом Всеволодовичем, разгромило половцев, забрав в плен 7000 воинов с 417 ханами. Такой победе радовались не только на Руси, но и немцы, и венецианцы, и греки, и чехи пели славу Святославу.

      Желая закрепить успех, участники победного похода договорились летом 1185 года вновь выступить совместными силами во главе со Святославом. Возможно, Святославу донесли о том, как уклонявшийся от совместных действий в 1184 году князь Игорь Новгород-Северский тайно готовится весной пойти на половцев, перехватить добычу. Опытный стратег и политик Святослав Киевский решил проучить Игоря. По его совету Ярослав Всеволодович Черниговский, брат Святослава, дал в помощь Игорю своих союзников всадников-ковуев с тем, чтобы они оставили его дружину в самый разгар сражения. К половцам был отправлен черниговский воевода Ольстин Алексич с предупреждением.

      Сам Святослав прибыл в городок Карачев по соседству с владениями северских князей и спокойно ждал своих гонцов с вестями о результатах обреченного похода. В случае гибели Игоря с сыном, братом и племянником четыре города с четырьмя опустевшими княжествами автоматически переходили во владение сыновьям киевского и черниговского князей на правах родового домена. Игорь шел в западню, устроенную его киевским сюзереном в сговоре с союзниками среди половецких ханов. На его счастье в Половецкой земле, также как и на Руси, свирепствовала междоусобица. Один из влиятельнейших полководцев хан Кончак был его давним приятелем. Московский исследователь 'Слова' А. Л. Никитин считает, что дочь Кончака задолго до похода Игоря была обручена с его сыном Владимиром.

      Интрига Святославу почти удалась. Князья не погибли в бою, но попали в плен израненными. Половцы затребовали огромную сумму с условием выкупа вначале простых воинов, затем сотских и воевод, а затем уже князей. Такой суммы женам князей-пленников было не собрать, да и разъяренные соседи помогать не желали.

      Вероятно, заговорщики надеялись на скорую расправу половцев с узниками, но для защиты обезглавленных русских земель по берегам Сейма Святослав отправил в помощь Владимиру Галицкому своего сына Олега как будущего владельца.

      Первым нарушил планы киевского князя хан Кончак. Он выкупил у сородичей Игоря с сыном. При создавшейся угрозе расправы он предоставил Игорю возможность бежать. Даже направленная вслед за беглецами погоня больше выполняла функции охраны и скорее всего никакой угрозы со стороны Кончака не представляла.

      После победы над Игоревым войском Кончак не ринулся на его владения, а сознательно отвел беду от опустевших городов, штурмуя стены города, в котором княжил соперник Игоря, оказавшийся еще одной жертвой нерасторопности и лукавости великих князей.

Набат

      Своим сепаратным выходом в степь Игорь бесспорно настроил против себя большинство князей. Он обрек себя и своих единомышленников на гибель, а семьи на лишение имений и на обездоленную жизнь. Родственники Игоря хорошо помнили страдания его сестры после смерти мужа Владимира Дорогобужского. На второй день она была выгнана из города с гробом и более двадцати дней зимой пыталась найти на Руси город, в котором ей разрешили бы похоронить мужа. Некому было взять под уздцы лошадь с санями и княжеский стяг в руки, как того требовал древний обычай!

      Обо всем этом передумал поэт, оказавшийся на ступенях лестницы восточной башни замка в Путивле, где каждое утро в ожидании мужа, причитая, рыдала его сестра Ярославна. Плач Ярославны и нависшая над семьей угроза трагедии создали тот заказ, тот порыв души, который поэт воплотил в поэму 'Слово о полку Игореве'. Перемешав нежность и дерзость, элитарную и былинную поэзию, свет и тьму, виновность и беззащитность, этот гениальный человек мобилизовал смысл сюжета на защиту чести своей сестры и ее мужа. Фабула поэмы, выбранная для защиты любимой женщины, легко приобрела размах призыва: 'Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоревы'. При этом обвинения достались не Игорю, а всем без исключения русским князьям:


'Ярослава все внуки и Всеслава!

Уже приспустите стяги свои,

вонзите свои мечи поверженные.

Уже ведь выскочили

	     из славы предков.

Вы ведь своими крамолами 

начали наводить поганых

На землю Русскую,

       на наследие Всеслава.

Коварством ведь вызываете

Насилие от земли Половецкой!'

               	

                      (перевод В.Семенова)

      Древняя летопись сообщает, что Владимир Ярославич Галицкий прибыл в Путивль как раз перед походом князя Игоря к Дону. Его несомненное участие в борьбе с нахлынувшими на семью сестры несчастиями - серьезный аргумент в пользу предполагаемого авторства поэмы. Присутствие князя Владимира не позволило Олегу Святославичу прибрать к рукам владения Игоря. Владимир Ярославич руководил обороной Путивля от нападения хана Гзы. В дни обороны поэт-воин брался то за меч, то за перо.

      Вернувшийся из плена Игорь в сопровождении Владимира отправляется за помощью в Киев. Там на панихиде по жертвам своего бесславного похода, в церкви святой богородицы Пирогощей, Игорь признает свою вину, покается перед Русью, перед воинами, оставшимися в плену. Чтобы собрать огромный выкуп, надо было как-то уговорить князей раскошелиться.

Эпиталама

      Первые строфы "Слова о полку Игореве" сразу вызвали бурю восторга. Под сводами княжеского златоверхого дворца к концу трапезы витал лишь один вопрос, как объединить Русь? Решили переженить своих малолетних отпрысков, породниться, укрепить родственные связи. Получилось так, что за три года надо было готовиться к пяти свадьбам подряд. Собирая деньги на свадьбы, князья собирали необходимую сумму и постепенно выкупали русских воинов из неволи.

      Естественно, самым желанным гостем на всех свадьбах с 1186-го по 1188 год был Владимир Ярославич Галицкий. Всем хотелось услышать его Слово. Некоторые части приходилось повторять по нескольку раз под одобрительные возгласы. Особенно часто просили 'Золотое слово Святослава' и 'Плач Ярославны'. Отцы и матери плакали...

      Поэт не мог не обратить внимание на гостей, среди которых больше было совсем юных князей. Самим женихам и невестам недавно исполнилось от восьми до шестнадцати лет. Юным предстояла нелегкая жизнь. Половина весело пляшущих и поющих мальчишек, будущих князей, погибнут в схватке с татарами на реке Калке в 1223 году. Им в первую очередь предназначалось Слово.

      С осени 1187 года Владимир Ярославич становится великим князем Галицким. С той поры появляется в поэме вставка или небольшое изменение, указывающее на неназванное, но сразу узнаваемое имя автора, читающего свое произведение:


   'Начнем же, братья, повесть эту

   От старого Владимира до нынешнего...'

      В первом варианте поэмы он называл свое имя рядом с именем былинника Бояна:

   'Сказали Боян и Ходына...'

      Похоже, Ходыной он называл себя сам или так прозвали его за долгие скитания по Руси после многочисленных раздоров с отцом.

Летопись Ходыны

      Хроники, рассказывающие о второй половине жизни Владимира Ярославича, можно озаглавить как летопись изгнанника. В сущности хроника наводит на мысль о том, что читатель XII или XX века мог назвать ее героя изгоем, выгонцем или изгнанником, беглецом или бродягой, ходоком. Из этого перечня ничего подходящего к личности князя не было, но вот брошенное кем-то в спину или в лицо Владимиру Ярославичу Ходына прилипло сразу.

      Трижды Ярослав Осмомысл выгонял сына из дома. Четвертый раз его выжили из Галича бояре. Пятый побег в своей жизни он совершил из замка, куда заточил его обманом венгерский король.

      И хотя герой горьких повестей каждый раз возвращался из побега с почетом, чувствуется, что счастливый финал не радовал ни его, ни того, кто ждал его дома.

      Хронику побегов освещают путевые очерки о князьях и королях, городах и странах, где Владимир пытался найти поддержку в защите своих интересов.

      В его гороскопе явно была звезда странника-изгоя, не дающая спокойно жить в родном городе, в родной стране! Ему нигде не было покоя!

      Он много лет провел в изгнании, исколесив Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу и Германию. Вполне допустимо, что он изъездил Грецию, как и Русь, вдоль и поперек. Пока Игорь и его воины находились в плену, все хотели слушать поэму о нем, звучащую как набат. Затем, когда герои поэмы вернулись из плена, "Слово" переместилось на свадебные застолья, превратилось из набата в эпиталаму (свадебную песнь). После возвращения поэта из венгерского плена "Слово" последний раз могло прозвучать на свадьбе дочери Игоря, а после свадьбы надолго исчезло из обихода празднеств и торжеств княжеской Руси.

Не всем все доступно

      Стал стремительно падать престиж князя Владимира Галицкого. Он спивался, деградировал. У потомков, услышавших поэму после монгольского вторжения, она могла вызвать только озлобленность и неприятие. Лишь после победы на Куликовом поле брянский боярин Софоний, перелицевав события и героев 'Слова', посвятит победе Дмитрия Донского над Мамаем поэму, названную Задонщиной.

      Во второй раз она случайно будет найдена в монастырской библиотеке перед войной с французами, которую начнет Суворов, а закончит Кутузов в 1813 году. Все лучшие поэты Советского Союза посвятят героям "Слова" сотни замечательных стихов и поэм в годы Великой Отечественной войны.

      Золотое "Слово" Руси нельзя забывать и сегодня. Или раскаиваться за нас придется потомкам!


"Возвращение" (эссе)
© В. Семенов