Мысленное дерево

      В мире поэзии едва ли найдется вторая поэма, столь похожая на блистательную, взвешенную и выверенную речь адвоката-защитника, как древнерусская поэма 'Слово о полку Игореве'. Поэт, рискуя многим, решил возвышенной поэзией призвать негодующих, влиятельных князей помочь попавшим в беду родственникам. Благородный певец, вооруженный лишь гуслями и стихами, пытался защитить от посягательств князей и от половецкого набега тех, кто ожидал дома возвращения пленников. Под переборы струн гусляр очень многих заставил поволноваться и задуматься.

      Спрашивая у былинника Бояна, как бы он воспел походы Игоря, нынешний автор незаметно вложил в свою повесть ключ к тайне своего произведения и к тайне своего имени. Он вроде бы предчувствовал, что его 'Слово' может быть в будущем предано забвению, огню или гниению. Но верил, что если даже сгниют или сгорят листы его книги, содержание поэмы сохранится в памяти. И однажды память все-таки возродит его песнь, а вместе с ней и его имя!

      'Как бы ты воспел эти походы, соловей, скача по мысленному древу, летая умом под облаками, переплетая славу прошлого и настоящего времени, рыща по тропе Трояна через поля на горы?' Мост времени между прошлым и настоящим напоминает параболу. Но поэта не устраивает аллегория с мостом. Дерево с его стволом и кроной, с глубокими корнями - вот подходящая аллегория времени. В его порах растекается мысль между прошлым и настоящим. Ствол как вертикальная ось делит крону дерева на две (или больше) симметричные части, состоящие из множества ветвей-парабол. Слева от ствола-оси крона Прошлого, а справа - ветви Настоящего. В левой части мысленного древа располагается минорное начало поэмы. Здесь 'солнце ему (Игорю) тенью путь закрывает', а в правой стороне кроны, мажорной, 'солнце светится на небесах'.

      В минорном начале 'волки грозу предчувствуют, орлы клекотом на кости зверей зовут, лисицы лают на червленые щиты'. В мажорных ветвях- параболах 'вороны не граяли, галки замолкли, сороки не стрекотали. Дятлы дробью путь к реке указывают , соловьи веселыми песнями свет возвещают'.

      Если берег реки Каялы - место гибели дружины Игоря, то возвращающегося из плена князя (в мажорной части) река Донец лелеет на волнах, стелет ему зеленую траву, одевает теплыми туманами, охраняет с воды и с воздуха.

      В 'Слове...' наблюдаем несколько видов парабол: временную, географическую, астрономическую, метеорологическую, природную (фауна-флора) и историческую-именную. Пожалуй, здесь их столько же разновидностей, сколько существует в математике.

      К историческим параболам и сравнениям можно отнести постоянное сопоставление старых князей с новыми. 'О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским: это ведь ныне стоят стяги Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь у них знамена развеваются и копья поют!'

 


"Графика слова"
© В. Семенов