Возвращение
(Эссе)
 

      Юбилеи поэмы 'Слово о полку Игореве' всегда начинаются в мае. Шестого мая (по старому стилю - 23 апреля) 1185 года повел князь Игорь свои храбрые полки на землю Половецкую. Казалось, все предусмотрел славный князь. Дал возможность своим ратникам закончить весенний сев, отпраздновать дома Пасху... Каждые десять лет тринадцатого мая вновь и вновь я вижу, как спускаются к широкой реке тысячи всадников и в наступающей мгле солнечного затмения начинают переправу. А на высоком берегу - два князя на танцующих огненных жеребцах. Отец и сын тревожно вглядываются в чернеющее небо...

      Девятый век неизвестный поэт призывает своих современников, русских князей, отказаться от тщеславных устремлений, объединиться для защиты Родины. Еще совсем недавно, вчитываясь в трагические строки, мы хорошо понимали их смысл. Восемьсот десять лет на Руси восхищаются 'Словом', ни разу при этом не называя имени поэта! Справедливо ли?

      Кто же этот русский Гомер, написавший неподражаемым слогом повесть о незадачливом князе и его кичливых современниках, словно о нас с вами? Где найти его следы, кому он посвятил свой талант?

      На мой взгляд, гидом в нашем поиске должна быть княгиня Ярославна. Ее имя, Ефросинья, означает Радость. Для нас она станет радостью открытия, поскольку она - хранительница тайн поэмы и откровений поэта.

      Кто ранним утром в Путивле искал на городской стене причитающую кукушкой невидимой Ярославну? Кто слушал ее языческие мольбы к солнцу, к ветру и Днепру о спасении мужа? Кто организовал оборону Путивля и всех опустевших Северских княжеств при появлении половцев?

      Поискать счастья в донских степях Cеверские князья ушли втайне от соседей и своего сюзерена - великого киевского князя. Помощи ждать было неоткуда. Кто мог в эти плачевные для Ярославны дни требовать от медлительных и лукавых князей помощи? У кого хватило таланта обратиться ко всей Руси с восхитительной поэмой - призывом объединиться для борьбы с половецкой опасностью? Кому позволяли смелость и достоинство называть князей 'братие' и раздавать каждому из них укоризны?

      Успокоить Ярославну мог лишь один человек. Его имя в ретроспективной хронике называет Ипатьевская летопись: 'В это же время (1184 г.)Владимир Ярославич Галицкий, шурин Игорев, находился у Игоря, так как изгнан был отцом своим из Галича'. Тридцатичетырехлетний вечный изгой-неудачник, щеголь, бабник и бражник, старший брат Ефросиньи - Владимир, единственный свидетель ее несчастий. Накануне похода Игорь 'встретил его радушно и с честью великою и два года держал у себя, а на третий год примирил его с отцом и послал с ним сына своего, зятя Рюрикова, Святослава'. Присутствие Владимира Галицкого в Путивле и в Новгороде-Северском с мая по август 1185 года является главным аргументом в цепи доказательств причастности галичанина к судьбе князя Игоря и его семьи, к его земле, к авторству поэмы 'Слово о полку Игореве'.

      Та же летописная хроника подробно описывает маршрут Владимира Ярославича от родного Галича до Новгорода-Северского. Называются имена князей, к которым обращался изгнанник за помощью. Эти же имена встречаются и в поэме, когда Святослав Киевский призывает князей вступить в золотые стремена 'за обиду сего времени, за землю русскую, за раны Игоревы'. Сильные и влиятельные князья: Роман Волынский, Ингвар Дорогобужский, Святополк Туровский, Давыд Смоленский и Всеволод Суздальский оказались безучастными в 1184 году к судьбе Владимира Галицкого, а в следующем, 1185 году к судьбе князей, попавших в плен к половцам. Расчетливая безучастность князей, потомков Владимира Мономаха, отражена в 'Слове' памфлетом-пощечиной:




'О, стонать Русской земле,

вспоминая первые времена

и первых князей!

Того старого Владимира

нельзя было пригвоздить 

к горам Киевским;

это ведь ныне

стали стяги Рюриковы,

а другие Давыдовы,

но врозь у них

знамена развеваются

и копья поют!'



             (перевод В.Семенова)

      Совпадение списка из хроники путевых заметок со списком адресатов в 'Слове' - второе прямое подтверждение причастности Владимира Галицкого к авторству поэмы.

      Если внимательно присмотреться ко всем княжеским именам в поэме 'Слово о полку Игореве', то перечень их окажется совсем не случайным! Ярославна - сестра Владимиру Галицкому. Князь Игорь - ее муж, Владимир Игоревич - ее сын. Буй тур Всеволод - деверь галичанину, а Святослав Олегович Рыльский, Владимир Глебович Переяславский и его сестра красавица Глебовна - двоюродные братья и сестра. Всеволод Суздальский - дядя. Ярослав Осмомысл - отец. Коварный Роман Волынский - сват. Великий киевский князь Святослав Всеволодович приходился ему тестем. Ярослав Черниговский - родной брат тестю. Даже отрицательный персонаж поэмы - половецкий хан Кончак - становится ему родственником.

      Из перечисленного в поэме большого родственного круга пока за его пределами остаются лишь братья Рюрик и Давыд Ростиславичи. Но вот в сентябре 1188 года в Новгороде-Северском празднуется свадьба Святослава Игоревича с дочерью Рюрика - Ярославой. Это был апофеоз тех радостных перемен, что произошли за три года после поражения. Все крупнейшие русские князья решили укрепить свои родственные связи, наладить взаимоотношения с соседями. Теперь на пиру, называя героев поэмы, автор, по сути дела, обращался ко всем близким родственникам. Князь Рюрик Ростиславович становится сватом. Рядом с ним сидит его брат Давыд Смоленский. Сват Роман Волынский приехал со своими родными и двоюродными братьями со всей Волынской земли. Не все названные в 'Слове' князья присутствовали на свадьбе, но все названные в ту свадебную осень 1188 года были самыми близкими родственниками в Киевской Руси. Летописец считает, что ничего подобного на Руси не бывало, так как собралось более двадцати князей с женами и боярами, празднуя две свадьбы подряд. Вначале Рюрик женил своего сына Ростислава на дочери суздальского князя - Верхуславе Всеволодовне.

      Круг родственников, близких прежде всего Владимиру Галицкому, которых поэт призывает защитить Русскую землю, - еще одно свидетельство, указывающее на Владимира Ярославича как на автора 'Слова'. Предполагаемый круг собравшихся в поэме родственников почти на половину отличался от гостей, пировавших на указанных свадьбах, имеющих весьма далекие родственные связи с Владимиром Галицким.

      Большое сходство описания похода Игоря в Ипатьевской летописи со 'Словом о полку Игореве' также дает возможность предположить, что именно Владимир Галицкий, являясь свидетелем организации военной кампании Северских князей в 1185 году, ее неудачи и всего хода последующих событий, был автором этих текстов. Об этом же  свидетельствует и применение свойственных ему речевых оборотов и использование анологичного словарного запаса.


"Возвращение" (эссе)
© В. Семенов