Древнерусский список “Слова о полку Игореве” не сохранился. В настоящее время мы располагаем лишь воспроизведениями рукописи “Слова”: первым изданием 1800 г., осуществленным А. И. Мусиным-Пушкиным и известными в то время знатоками древнерусской письменности, архивистами и археографами Н. Н. Бантышом-Каменским и А. Ф. Малиновским. Сохранились также Екатерининская копия - список с древнерусского текста, сделанный для Екатерины II в начале 1790-х гг., цитата из “Слова” в “Опыте повествования о России” И. П. Елагина (См.: Козлов В. П. К истории “Слова о полку Игореве” в конце XV111 в. // Исследования “Слова о полку Игореве”. Л., 1986. С. 159-171.), выписки из древнерусского текста “Слова” Н. М. Карамзина и А. Ф. Малиновского (Древнерусский текст “Слова и полку Игореве” по первому изданию с подведением к нему всех разночтений как Екатерининской копии, так и выписок Н. М. Карамзина и А. Ф. Малиновского (не только в написании слов, но и расстановке знаков препинания) см.: Дмитриев Л. А. История первого издания “Слова о полку Игореве”: Материалы и исследования. М.; Л., 1960. С. 257 - 266.). Сопоставление этих материалов говорит о том, что древнерусский текст памятника был в первом издании воспроизведен для своего времени достаточно верно. Вместе с тем ни первое издание, ни Екатерининская копия абсолютно точными признаны быть не могут.

В Древней Руси текст писался в сплошную строку. При делении его на слова могли быть допущены ошибочные прочтения. Ряд таких ошибок есть и в первом издании, и в Екатерининской копии. Изучение принципов публикации, которыми руководствовались первые издатели “Слова”, подготавливая к печати другие древнерусские произведения, показало, что они вносили изменения в написание отдельных слов в соответствии с нормами современного им правописания. Древнерусские тексты писались с употреблением выносных букв - написанием отдельных букв не в составе слова, в строке, а над строкой, иногда в виде условных значков. При воспроизведении этих текстов выносные буквы могли определиться ошибочно либо вообще пропускаться. Исходя из высказываний лиц, видевших рукопись, и грамматического анализа текста исследователи пришли к заключению, что рукопись “Слова о полку Игореве”, которой располагал А. И. Мусин-Пушкин, следует датировать XVI в. Значит, это уже была копия с более раннего списка памятника и в ней могли быть ошибки, накопившиеся в результате переписывания текста древнерусскими книжниками.

Все это учитывается при современных изданиях древнерусского текста “Слова о полку Игореве”. Прежде всего, текст первого издания, там где это необходимо, исправляется по Екатерининской копии, в которой, в ряде случаев, более точно переданы написания рукописи “Слова” (об этом мы судим на основе данных истории древнерусского языка). Исправлены ошибочные деления текста на слова, имевшие место в первом издании. Внесены изменения в расстановку знаков препинания. В первом издании здесь были допущены как явные ошибки, так и неверные трактовки оригинала. Наконец, в каждое современное издание древнерусского текста “Слова о полку Игореве” вносятся конъектурные поправки, т.е. вносящие изменения в текст. Обоснованными конъектурами считаются только такие, смысл которых оправдан окружающим контекстом и текстом всего памятника в целом, кроме того, каждое исправление принимается лишь в том случае, если вносимые изменения подтверждаются палеографическими данными (т. е. если иное прочтение того или иною слова в тексте объясняется особенностями написания этого слова в древнерусских рукописях), если вновь предлагаемое прочтение является таким словом, которое известно в русском языке XII в., а его форма соответствует грамматическим нормам времени создания произведения. Многие из предложенных исследователями конъектур стали общепризнанными и бесспорными. Но в “Слове о полку Игореве” все же остаются так называемые “темные места” - слова и фразы, смысл которых до сих пор не до конца выяснен, В этих случаях предлагается предположительное прочтение-толкование “темных мест”.

За основу реконструкции древнерусского текста “Слова” Д. С. Лихачевым взят текст первого издания. Если есть основание видеть в Екатерининской копии более точное отражение погибшей рукописи “Слова”, написания первого издания заменены текстом Екатерининской копии. В реконструкцию внесены принятые Д. С. Лихачевым конъектуры. Употреблявшиеся в первом издании i и буквенное обозначение чисел заменены соответственно буквой “и” и арабскими цифрами.

Слово. “Словами” в Древней Руси озаглавливались произведения разного жанра. В самом тексте автор называет свое сочинение и “повестью” и “песнью”. Плък - полк. Древнерусское “пълък” означало: войско, поход, сражение, война. В заглавии “пълкъ” имеет значение: “поход”, в тексте употребляется и в смысле “поход” (“были плъци Олговы”), и в смысле “войско” (“наведе своя храбрыя плъкы”). Игорь Святославич (1151 - 1202) - сын черниговского князя Святослава Ольговича, внук Олега Святославича Черниговского (Гориславича в “Слове о полку Игореве” - см. примеч. на с. 370). С 1179 г. - князь Новгород-Северского княжества, с 1198 г. - князь Черниговский.
6. По былинамь сего времени. Слово “былина” встречается только в “Слове о полку Игореве” и в памятнике конца XIV в. “Задонщипа”, где оно восходит к “Слову”. “Былины сего времени” противопоставляются “замышлению Бояню”, следовательно, слово “былина” в древнерусском языке означало: “правда”, “быль”.
8. Боян - певец-поэт. В “Слове” перечисляются князья, которых воспевал Боян: Ярослав (ум. 1054), Мстислав (ум. 1036), Роман (ум. 1079). Приводится припевка Бояна Всеславу Полоцкому (ум. 1101). В конце “Слова” Боян назван песнотворцем Святослава и любимцем Олега Святославича (Святослав - сын Ярослава, ум. в 1076 г., Олег - сын Святослава и родной брат Романа, ум. в 1115 г.). Судя по упоминаемым князьям, Боян тесно связан с предками Игоря и жил в середине XI - начале XII в.
10. Мыслию по древу. Ряд исследователей и переводчиков “Слова” считают, что в слово “мыслию” необходимо внести поправку и читать его “мысию” или “мышию”, видя в этом слове название какого-то зверька: мыши, белки или белки-летяги (в псковских говорах “мысь” - белка). Неупотребление в “Слове” оборота “скача, славию, по мыслену древу” говорит о большой выразительности поэтического образа: “растекался мыслию по древу” - поэтически творил.
18. Старому Ярославу. Ярослав Владимирович Мудрый (978 - 1054). После смерти в 1015 г. великого князя Киевского Владимира I Святославича за Киевское княжение началась борьба между наследниками. Одолев Святополка, захватившего киевский престол, Ярослав вокняжился в Киеве в 1019 г. В борьбу с ним вступил его брат Мстислав Тмутороканский. После битвы при Листвене в 1024 г., в которой победу одержал Мстислав, братья по.договору 1026 г. поделили Киевскую Русь: к Мстиславу отошли земли по левому берегу Днепра (он становится князем Тмутороканским и Черниговским), а Ярославу - правый берег. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав становится единовластным правителем Киевской державы. При нем Киевская Русь обретает политическое единство и достигает наивысшего расцвета. Поэтому эпитет “старый” применен к Ярославу не только потому, что речь идет о князе XI в., но и для обозначения мудрости, величия Ярослава.
19 - 20. Храброму Мстиславу, иже заръза Редедю предъ пълкы касожьскыми. О Мстиславе см. в предыдущем примеч. В данном случае имеется в виду сражение Мстислава с касожским князем Редедей в 1022 г. (касоги - название одного из племен, населявших земли Северного Кавказа). Перед битвой князь Редедя предложил Мстиславу выйти на поединок. В этом единоборстве верх одержал Мстислав.
21. Красному Романовы Святьславличю. Роман Святославич, князь Тмутороканский, внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича, старший брат Олега Святославича Черниговского; в 1079 г. был убит половцами.
22 - 25. Боянъ же, братие... своя въщиa пръсты на живая струны въскладаше. Исполнение своих песен-поэм Боян сопровождал игрой на музыкальном инструменте. Большинство исследователей считает, что это были гусли.
28. Отъ старого Владимера. Имеется в виду Владимир I Святославич (ум. 1015); при нем в 980-х гг. официальной религией страны было признано христианство. Некоторые исследователи считают, что здесь идет речь о Владимире Мономахе.
33. На землю Половъцькую. Половцы (в восточных источниках они называются кыпчаками, а в западноевропейских - куманами) - степной народ тюркского происхождения - впервые появились на Руси в 1054 г. В XI - XII вв. половцы представляли серьезную опасность для Киевской Руси. Особенно ожесточенный характер борьба с ними приобретает во второй половине XII в. Половецкие племена в конце XI и в ХП в. занимали причерноморские (между Дунаем и Волгой), крымские степи и берега Азовского моря.
35 - 38. Тогда Игорь възръ на свътлое солнце и видь отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. Имеется в виду солнечное затмение, которое на самом деле произошло 1 мая 1185 г., на девятый день похода Игоря (из Новгорода-Северского он выступил 23 апреля). Приурочивая солнечное затмение к самому началу похода, автор подчеркивает тем самым мужество и одновременно безрассудство Игоря, пренебрегшего этим зловещим, по средневековым представлениям, предзнаменованием.
52. Хощу... копие приломити. В воинском обиходе Древней Руси это выражение означало: “вступить в единоборство”, “начать битву” (см. также вступ. статью, с. 18).
55. Испити шеломомь Дону. Эта фраза, как и предыдущая, имела в Древней Руси метафорический смысл: пить шлемом из реки означало завоевать ту местность, где эта река протекает.
60. Свивая славы оба полы сего времени. Смысл фразы в объяснительном переводе Д. С. Лихачева раскрывается так: “Соединяя (воедино) славы обеих половин этого времени (славу начальную и конечную времени этого повествования - "от старого Владимира до нынешнего Игоря")”.
61 - 62. Рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы. Вероятнее всего, Троян - языческий бог: в пантеоне языческих богов Древней Руси существовал бог с таким именем (в апокрифе “Хождение богородицы по мукам” говорится: “Трояна, Хърса, Белеса, Перуна на богы обратиша”). Смысл фразы в объяснительном переводе Д. С. Лихачева раскрывается так: “рыща по тропе (языческого старого русского бога) Трояна через поля на горы (иначе говоря - переносясь воображением на огромные расстояния)”.
63 - 64. Пъти было пъснь Игореви, того внуку. Из текста неясно, кто имеется в виду под внуком. Первые издатели считали, что это Игорь, и вставили, в скобках, имя деда Игоря - “Олга” (т. е. Олега). Но в отрывке говорится о том, как воспел бы поход Игоря Боян, а ниже (строка 71) он назван внуком Велеса, поэтому “того внуку” можно толковать, как “внуку Велеса”, т. е. подразумевается Боян. Велес (или Волос) - древнерусский языческий бог, покровитель скотоводства. Судя по “Слову”, он считался также покровителем певцов-поэтов, был богом поэтического искусства.
72 - 73. Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевъ. Сула - левый приток Днепра, наиболее близкая к Киеву граница с половцами. Имеется в виду победа над половцами за год до Игорева похода.
74. Трубы трубять въ Новъградъ. Новгород-Северский на реке Десне - стольный город Северского княжества. Эти слова характеризуют, в поэтической манере Бояна, готовность войск Игоря выступить в поход.
75. Стоять стязи въ Путивлъ! Путивль - город на реке Сейме, к югу от Новгорода-Северского. В нем княжил сын Игоря Владимир. Эти слова обозначают готовность выступить в поход войск Владимира Игоревича.
76. Игорь ждетъ мила брата Всеволода. Всеволод Святославич (1155 - 1196) - родной брат Игоря, князь Трубчевский и Курский. Среди Ольговичей (потомков Олега Святославича Черниговского) Всеволод отличался особой храбростью и мужеством. Игорь ожидал Всеволода два дня на реке Осколе, так как “тот бяше шел инемь путем ис Курьска” (Ипатьевская летопись).
77. Буй туръ. Буй - отважный, сильный, храбрый, гордый; тур - символ мужества, отваги и силы. Дикие быки туры водились на Руси до XVII в.
85. У Курьска. Курск, расположенный в верховьях Сейма, на берегах реки Тускори и Кура, находился на границе с Половецкой степью. Поэтому куряне и характеризуются как особо опытные воины.
86. Свъдоми къмети. Первые издатели слово “къмети” передали двумя словами “къ мети” и перевели это словосочетание как “в цель стрелять знающи”. Уже Н. М. Карамзин обратил внимание на эту ошибку первых издателей. “Къметь” - воин, дружинник.
92 - 94. Луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъострени. Лук с натянутой тетивой (обычно она держалась расслабленной и натягивалась перед боем), раскрытый колчан, наточенная сабля - все это подчеркивает готовность воинов-курян к сражению.
97. Тогда въступи Игорь князь въ злить стремень. Оборот “вступить в стремя” обозначает начало похода. В словосочетании “золотое стремя” - соединение реалии и фольклорного образа: предметы княжеского обихода были золотыми или позолоченными, “золотой” - широко распространенный в фольклоре эпитет.
101 - 102. Свистъ звъринъ въста, збися дивъ. Большинство исследователей “Слова” считает, что “див” - какое-то мифическое существо, враждебное русским.
104 - 110. Велить послушати - земли незнаемъ, Влъзъ, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тьмутороканьскый блъванъ! Земля незнаемая - чужая земля, земля половцев. Поморие - побережье Азовского и Черного морей. Посулие - земли по реке Суле. Сурож - современный Судак в Крыму, важный торговый центр средневековья. Корсунь - греческая колония Херсонес в Крыму (в 2 - 3-х км от Севастополя). Болван - истукан, статуя; видимо, подразумевается каменная баба - половецкая статуя, стоящая недалеко от Тмуторокани; Тмуторокань (греч. Таматарха) - город на Таманском полуострове и прилегающая к нему область. Впервые Тмуторокань упоминается в “Повести временных лет” под 988 г., где говорится о распределении земель между сыновьями Владимира I Святославича. Тмуторокань была большим, богатым торговым городом, имевшим и важное стратегическое значение. В XI в. он принадлежал Руси и был тесно связан с Черниговом - им управляли черниговские князья.
121. Чръленыя щиты. Щиты русских воинов (в XII в. они были миндалевидной или овальной формы) окрашивались черленью - розово-красной краской.
122. О Руская земле! уже за шеломянемъ ecu! Первые издатели посчитали, что “шеломя” - название селения, пограничного с Половецкой степью. На самом деле “шеломя” - холм, возвышенность; слово, часто встречающееся в древнерусских текстах.
130 - 131. Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя. Первая битва Игоря, происшедшая в пятницу на реке Сюурлий, окончилась победой над половцами.
133. Красныя девкы половецкыя. Эпитет “красные” значит: красивые, прекрасные.
135 - 136. Паволокы, и драгыя оксамиты. Паволока - шелковая ткань; оксамит (от греч. “гексамит” - “шестинитчатый”) - бархатная ткань красного и фиолетового тонов, украшенная орнаментом.
139, 142. Кожухы... и всякими узорочьи половъцкыми. Кожухи - верхняя одежда из меха или подбитая мехом; узорочье - обобщенное обозначение драгоценностей; здесь - ценные ткани, украшенные узорами.
145. Чрьлена чолка - бунчук: конский хвост на древке, окрашенный черлепью, знак власти.
148. Дремлетъ въ полъ Ольгово хороброе гнъздо. “Ольговым гнездом” автор “Слова” называет князей - участников похода: все они были потомки Олега Святославича (см. примеч. на с. 370 - 371),
155 - 156. Гзакъ, Кончакъ - половецкие ханы Гзак (Кза) Бурнович и Кончак Отракович. Особенно воинственным был Кончак, не раз возглавлявший походы на Русь. Вместе с тем он неоднократно выступал союзником того или другого русского князя во время их междоусобиц.
159. Чръныя тучи съ моря идцтъ. Черная туча - символ вражеского войска. Половцы двигались от Азовского моря, где находились их зимние кочевья.
160. Хотятъ прикрыти 4 солнца. Четыре солнца - князья, участники похода: Игорь, его брат Всеволод, сын Игоря - Владимир (1170 - 1208) и Святослав Ольгович Рыльский (племянник Игоря и Всеволода).
167. На ръце на Каялъ. На какой реке произошло сражение Игоря с половцами, до сих пор не установлено (на этот счет существует множество гипотез). Существует предположение, что Каяла - поэтическое наименование этой реки, происходящее от глагола “каяти” (жалеть, сожалеть, оплакивать) - река скорби, гибели, плача.
170. Се вътри, Стрибожи внуци. Стрибог - один из языческих русских богов; судя по “Слову” - бог ветров.
184. Гремлеши о шеломы мечи харалужными! “Харалужные” - очевидно, булатные. Слово это, вероятно тюркского происхождения, встречается только в “Слове о полку Игореве”, и судить о его значении можно лишь по контексту всей фразы.
188. Поскепаны саблями калеными шеломы оварьскыя. Здесь употреблен глагол “поскепать” (расколоть, рассечь) потому, что половецкие шлемы составлялись из деревянных лубков, скрепленных железными ребрами и связанными наверху металлическим шишом. “Оварские” от “авары”: народность, известная по летописи под именем “обры” (предки современных аваров Дагестана).
192. Глъбовна - жена князя Всеволода Ольга Глебовна, дочь князя переяславского Глеба Юрьевича (ум. 1171), внучка Юрия Долгорукого. Хоть - любимая, супруга.
194. Были въчи Трояни. Исследователи расходятся в толковании этих слов. В объяснительном переводе Д. С. Лихачева их смысл раскрывается так: “Были века (бога) Трояна (века языческие)...”

196 - 197. Были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Олег Святославич (ум. 1115) - родоначальник “Ольгова хороброго гнезда”, сын Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Здесь имеются в виду междоусобные войны Олега Святославича. В 1078 г. вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем Олег выступил против черниговского князя Всеволода (брат Святослава Ярославича, дядя Олега). В битве на реке Сож победу одержал Олег, Всеволод бежал к брату Изяславу Ярославичу в Киев. Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с сыном Владимиром Мономахом пошли из Киева на Чернигов и взяли его. Олег и Борис, которых в это время в Чернигове не было, собрали дружину и направились к городу. Сражение произошло, как сообщает летописец, “у села на Нежатине Ниве”. В этом сражении был убит великий князь Киевский Изяслав, пал и союзник Олега - Борис. Олег снова бежал в Тмуторокань, Киевский великокняжеский стол занял Всеволод, а в Чернигове стал княжить сын Всеволода - Владимир Всеволодович Мономах. Олег был взят в плен хазарами, но через некоторое время бежал из плена и снова пошел на Чернигов. Владимир Мономах добровольно уступил Олегу Чернигов. Происходило это в 1094 г. С 1096 г. начинается длительная и ожесточенная борьба Олега с Мономаховичами - Владимиром Мономахом и его сыновьями, в которой Олег в конце концов был вынужден уступить своим соперникам.
200 - 202. Ступаетъ въ златъ стремень въ градъ Тьмутороканъ, той же звонъ слыша давный великий Ярославь, а сынъ Всеволожь, Владимиръ. Имеются в виду междоусобные битвы Олега, перечисленные в предыдущем примеч. Смысл этого отрывка так раскрывается в объяснительном переводе Д. С. Лихачева: “Тот ведь Олег мечом крамолу ковал (создавал смуту) и стрелы по земле сеял. (Только что) ступает (он) в золотое стремя (выступая в междоусобный поход) в городе Тмуторокани, как тот звон (звон выступления в междоусобный поход) слышал давний (уже к тому времени умерший) великий Ярослав (Мудрый - противник раздоров и их предвидевший), а сын Всеволода Владимир (Мономах, современник Олега и также противник раздоров) каждое утро уши себе закладывал в Чернигове (где он княжил; настолько треножил его этот звон)”.
204 - 205. Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе и на Конину зелену паполому постла. О Борисе Вячеславиче см. с. 370, примеч. к словам: “...были плъци Олговы...” В Древней Руси битва трактовалась как “суд божий” - побежденного осудил бог. Канина - по-видимому, река, протекавшая около Чернигова, где происходило сражение. 208. Съ тоя же Каялы Святоплъкь полелъя отца своего. “С той Каялы” (т. е. с той реки скорби и плача, где произошла битва Олега и Бориса с Изяславом и Всеволодом) сын Изяслава Святополк, находившийся во время этих событий в Киеве, приказал перевезти тело отца в Киев для погребения в храме Софии.
209. Междю угорьскими иноходьцы. Лошадей-иноходцев использовали для перевозки раненых и мертвых на носилках, прикрепленных на длинных шестах к следующим друг за другом, гуськом, коням. В древности особенно ценились венгерские иноходцы.
210. Ко святъй Софии къ Киеву. Имеется в виду Киевский Софийский собор (заложен в 1037 г.).
211. При Олзъ Гориславличи, т. е. при Олеге Святославиче. Большинство исследователей считает, что прозвище “Гориславич” носит укоризненный характер, автор осуждает Олега за междоусобные войны, во время которых он часто выступал в союзе с половцами. Но в этом прозвище можно видеть и оттенок сочувствия - ведь автор “Слова” говорит, что Борис Вячеславич погиб “за обиду Ольгову”.
213. Даждьбог - один из главных древнерусских языческих богов.
235. Игорь плъкы заворочаетъ. Имеется в виду следующий эпизод битвы. Первыми обратились в бегство наемные отряды, находившиеся в русском войске. Игорь на коне бросился за убегавшими воинами, чтобы вернуть их, но успеха не достиг, когда же он стал возвращаться к войску, то был схвачен половцами.
240. Ту ся брата разлучиста. Как сообщает летописная повесть о походе Игоря, после поражения “разлучены были пленники, и пошли половцы каждый к своим вежам - Игоря же взял в плен муж именем Чилбук из Тарголовцев, а Всеволода, брата его, захватил Роман Каич, а Святослава Ольговича - Елдечук из Вобурцевичей, а Владимира - Копти из Улашевичей”.
249 - 250. Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дъвою на землю Трояню. Смысл этой фразы в объяснительном переводе Д. С. Лихачева раскрывается так: “Встала обида в (этих полегших) войсках Даждьбожья внука (то есть русских), вступила девою на землю Трояню (на Русь)...”
254. Усобица княземъ на поганыя погыбе. Смысл фразы: из-за междоусобиц князья перестали воевать с врагами-язычниками, с половцами.
264 - 266. За нимъ кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу людемъ мычючи въ пламянъ розъ. Первые издатели думали, что Карна и Жля - имена половецких ханов. Однако такие имена в источниках не встречаются. В настоящее время большинство исследователей считает, что Карпа и Жля - не собственные, а нарицательные имена, обозначающие символически-обобщающие образы печали, плача, скорби. Смага - жар, пламя, но употребляется в говорах и в переносном значении: горе, тоска. Возможно, слова “смагу... мычючи...” имеют в виду какой-то погребальный обряд.
280. Емляху дань по бълъ отъ двора. Здесь “бъла” (переводится как “белка” или “серебряная монета”) не обозначение какой-то определенной денежной единицы, а осмысление старой летописной формулы, обозначавшей взимание дани вообще. Согласно легендарному летописному рассказу, русские платили в IX в. дань хазарам и “варягам” “по бълъ” и въверицъ от дыма (от двора)” (“Повесть временных лет”, статья под 859 г.).
283 - 285. Уже лжу убудиста которою, ту бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь. Святослав Всеволодович (ок. 1125 - 1194) - сын Всеволода Ольговича, двоюродный старший брат Игоря и Всеволода. Назван их отцом как их феодальный сюзерен. Святослав княжил в Турове, Пинске, Владимире-Волынском, Новгороде-Северском, Чернигове; с 1180 г. - великий князь Киевский. Здесь и далее имеется в виду успешный поход Святослава в союзе с Рюриком (о нем см. примеч. к строке 406) на половцев в 1184 г.
293. Поганого Кобяка. Половецкий хан Кобяк Карлыевич, плененный во время похода Святослава и Рюрика на половцев в 1184 г.
297. Въ гридницъ. В военное время, если захватывалось большое число пленных, гридница (помещение в княжеской резиденции, в котором проходили пиры, торжественные приемы и совещания князя с дружиной (гридями)) использовалась как тюрьма.
304 - 305. Игорь князь высъдъ изъ съдла злата, а въ съдло кощиево. Символизирует то, что Игорь стал из князя рабом.И шире - оно олицетворяет общее бедственное состояние Руси после поражения.
306. Уныша бо градомъ забрали. Забрало - часть крепостной стены - помост, идущий по верху стены, защищенный с внешней стороны рубленым или тесовым заграждением - “заборолом”.
309. Въ Киевъ на горахъ. Дворец киевского князя был расположен на возвышенном месте Киева, у храма Святой Софии.
316. Великий жемчюгь. По народным поверьям, видеть во сне жемчуг - плохая примета.
318. Уже дьскы безъ кнъса. Кнес - “конек” или “князек”. Разрушенный “князек” дома знаменовал его гибель. Видеть во сне сломанный “князек” - примета ожидающего дом несчастья. Таков смысл и этой фразы в “Слове”: дом Ольговичей постигло несчастье - поражение Игоря.
321. Бусови врани. В первом издании было “босуви”; бусый - серый. У Плъсньска. Вероятно, это название какой-то местности под Киевом, отличающейся плоским ландшафтом.
322 - 323. На болони бъша дебръ Кияня и несоша мя къ синему морю. Эта фраза, являющаяся одним из так называемых “темных мест” “Слова”, с конъектурной правкой (в первом издании вместо “Кияня” - “Кисаню”, а вместо “несоша мя” - “не сошлю”). Смысл фразы раскрывается в объяснительном переводе Д. С. Лихачева так: “Всю ночь с вечера серые вороны каркают (предвещают несчастье) у Плесеньска (под Киевом), в предградье стоял лес Кияни (Киянь - речка под Киевом), и понесли меня вороны к синему морю (на юг, к местам печальных событий).
326. Се бо два сокола слътъста. Два сокола - Игорь и Всеволод Святославичи. В русском народном творчестве и в древнерусской литературе герои часто сравниваются с соколами.
335, 337 - 338. Два солнца помъркоста... и... молодая мъсяца, Олегъ и Святъславъ. Два солнца - Игорь и Всеволод. Под двумя месяцами должны подразумеваться - сын Игоря Владимир и племянник Святослав Рыльский. По-видимому, имена Олега и Святослава - поздняя вставка в текст “Слова”: у Игоря был сын Олег, но во время похода в 1185 г. ему было всего 10 лет, и едва ли он мог принимать участие в походе. Правда, в Лаврентьевской летописи сказано, что Игорь пошел в поход с двумя сыновьями (по именам не названы); Ипатьевская летопись называет только одного сына Игоря - Владимира.
341. Великое буйство подаст хинови. Слово “хинови” встречается только в “Слове о полку Игореве” и в “Задонщине”, где оно, вероятнее всего, восходит к тексту “Слова”. По-видимому, хинова - общее название восточных народов, кочевников.
344. Акы пардуже гнездо. Гепарды (в Древней Руси их называли пардусами) - хищные, но легко приручающиеся звери, отличающиеся быстротой бега, использовались на охоте как ловчие звери.
348 - 349. Се бо готьскыя красныя дъвы въспъша на брезъ синему морю. Имеются в виду либо крымские готы или готы тетракситы, жившие в XII в. на Таманском полуострове и по берегу Черного моря, либо, как предположил недавно Д. С. Лихачев, жители Готского берега - острова Готланд в Балтийском море.
351 - 352. Поютъ время Бусово, лелъютъ месть Шароканю. Бус - по-видимому, антский князь Бос или Бооз, побежденный в 375 г. готским королем Винитаром (анты - предки восточных славян). Шарукан - половецкий хан, враг Руси. В 1068 г. Святослав Ярославич Черниговский нанес поражение половцам и пленил его, а в 1107 г. Шарукан был разгромлен объединенными силами русских князей. Жестокое поражение потерпел в борьбе с Владимиром Мономахом сын Шарукана Отрок. В 1185 г. хан Кончак, сын Отрока и внук Шарукана, отомстил за бесславие отца и деда, разбив войско Игоря и взяв князя в плен. Поэтому-то готские девы и воспевают жестокую расправу над Бозом - древним предком русских и лелеют месть за Шарукана
372. Брата моего Ярослава. Ярослав Всеволодович Черниговский (1140 - 1198) - родной брат Святослава Киевского. Ярослав принимал активное участие во многих походах Святослава, но в 1180-е гг. он уклонялся от участия в походах на половцев.
373 - 379. Съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ре-вугы и съ ольберы. Были - вельможи, бояре. Могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги и ольберы - названия тюркских племен, которые, осев в пределах Черниговского княжества, выступали на стороне русских князей.
380. Засапожник - боевой нож, который держался за голенищем сапога и пускался в ход во время рукопашной схватки.
392 - 393. Се у Римъ кричать подъ саблями половецкими, а Володимиръ подъ ранами. Первые издатели “у Римъ” передали одним словом “Уримъ”, решив, что это “один из воевод или союзников князя Игоря”. На самом деле имеется в виду захват половцами города Римова в Переяславском княжестве на реке Суле. После поражения Игоря хан Гзак осадил Путивль, города взять не смог и разорил Посемье. Хан Кончак пошел на Переяславль-Русский (Южный), но был отбит переяславским князем Владимиром Глебовичем (1157 - 1187). На обратном пути Кончак захватил Римов, разграбил город и с большим полоном ушел в степь. Во время осады половцами Переяславля князь Владимир Глебович Переяславский на вылазке мужественно сражался впереди всех и был тяжело ранен.
395. Великый княже Всеволоде! Всеволод Юрьевич (1154 - 1212) - князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, в 1180-х гг. это был один из самых могучих князей на Руси. Всеволод Юрьевич стремился утвердить за Владимиром значение центра Руси и не интересовался Киевом. Но автор “Слова” не случайно обращается к нему со словами об “отнем столе”: на Киевском княжеском столе сидел его дед Владимир Мономах, а отец Юрий Долгорукий всю жизнь добивался Киева, в конце концов достиг этого и умер там.
398. Ты бо можеши Волгу веслы раскропити. Здесь не только поэтическая гипербола - имеется в виду и конкретное историческое событие: в 1183 г. Всеволод осуществил успешный поход на волжских болгар.
401 - 402. Чага по ногатъ, а кощей по резанъ. Чага - рабыня, невольница, кощей - раб, невольник. Ногата и резана - очень мелкие денежные единицы. Смысл фразы: Всеволод захватил бы так много пленников, что они продавались бы за бесценок.
404. Шереширы - название оружия, нам неизвестного, возможно вид какого-то копья.
405. Удалыми сыны Глъбовы. Сыновья рязанского князя Глеба Ростиславича, принимавшие участие в походе Всеволода на волжских болгар в 1183 г.
406. Ты, буй Рюриче, и Давиде! Рюрик и Давид (Давыд) - сыновья Ростислава Мстиславича, внуки Мстислава Владимировича, правнуки Владимира Мономаха. Рюрик Ростиславич (ум. 1215) всю жизнь провел в сражениях с половцами, в междоусобных бранях. До 1180 г. он боролся со Святославом Всеволодовичем за Киев. В 1180 г., несмотря на победу над Ольговичами, Рюрик добровольно уступает Святославу Киев как самому старшему в то время по возрасту князю, но за собой оставляет всю Киевскую землю. Вместе со Святославом Рюрик ведет борьбу с половцами. После смерти Святослава в 1194 г. он становится единовластным правителем Киевского княжества. В конце жизни княжит в Чернигове. Давид Ростиславич (1140 - 1197) княжил в Смоленске.
418. Галичкы Осмомыслъ Ярославе! Ярослав Владимирович Галицкий (1130 - 1187) - тесть Игоря (отец жены Игоря Ярославны). Галицкое княжество было одним из могущественнейших русских княжеств. Прозвище Осмомысл, известное только по “Слову о полку Игореве”, имеет самые различные толкования: у него восемь мыслей, т. е. у него много забот военных и политических; он очень мудр - умен за восьмерых и т. п.
421. Горы Угорскыи - Венгерские горы (т. е. Карпаты), были границей Галицкого княжества с Венгрией. 423. Заступивъ королева путь. Имеется в виду венгерский король. Смысл фразы: галицкий князь загораживает венгерским королям путь на Русь.
424. Затворивъ Дунаю ворота. Нижнее течение Дуная, от реки Серет до устья, т. е. до самых “ворот” реки, входило во владения Галицкого княжества.
428. Отворявши Киеву врата. Оборот “отворить ворота городу” означал захват, подчинение города себе. Здесь этим оборотом гиперболизируется могущество Ярослава Галицкого.
429 - 430. Стръляеши... салътани за землями. Смысл фразы толкуется предположительно: Ярослав Галицкий собирался предоставить свои войска подготавливаемому с 1185 г. третьему крестовому походу против султана Саладина (поход состоялся в 1189 - 1192 гг.).
436. Буй Романе, и Мстиславе! Роман Мстиславич - князь Владимиро-Волынский и Галицкий (1150 - 1205), один из самых энергичных и деятельных князей XII в. Во времена, воспетые “Словом о полку Игореве”, Роман Мстиславич княжил во Владимире-Волынском. Роман Мстиславич прославился своими походами на половцев и на пограничные с юго-западной Русью владения. Погиб во время похода на Польшу. Мстислав - либо Мстислав Всеволодович Городенский, либо двоюродный брат Романа - Мстислав Ярославич Пересопницкий.
447 - 448. Ятвязи, деремела - названия литовских племен.
449. Сулица - короткое метательное копье, дротик.
455. По Рси и по Сули. Рось - правый приток Днепра, впадает в Днепр ниже Киева, пограничная с Половецкой степью река. Сула - см. выше, 72-73.
460 - 461. Инъгварь и Всеволодъ, u вcu три Мстиславичи. Ингварь и Всеволод - сыновья Ярослава Изясла-вича Луцкого, князья Волынские. Три Мстиславича - сыновья Мстислава Изяславича - Роман, Всеволод и Святослав. Они двоюродные братья Игоря и Всеволода и также были князьями Волынскими.
462. Шестокрилци. Шестокрылец - эпитет сокола. Историк-природовед Н. В. Шарлемань так определяет происхождение этого термина: “Шестокрилци, по-видимому, тоже соколы, у которых обычное для большинства птиц... деление оперения крыла на три части... особенно ясно видно во время парения. Таким образом, весь летательный аппарат сокола состоит как бы из шести частей” (Шарлемань Н. В. Из реального комментария к “Слову о полку Игореве” // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1948. Т. 6. С. 113).
466 - 467. Сулицы ляцкыи и щиты. Оружие Мстиславичей названо “ляцким” (польским) не случайно: по матери они были полуполяками (внуки польского короля Болеслава Кривоустого), а кроме того, волынские князья часто пользовались военной помощью поляков.
473, 475. Уже бо Сула не течетъ... и Двина болотомъ течетъ. Смысл этой фразы в объяснительном переводе Д. С. Лихачева раскрывается так: “Уже ведь (пограничная река) Сула не течет серебряными струями для города Переяславля (не служит для Переяславля-Южного защитой от нападений половцев) и Двина (другая пограничная река — на северо-западе) болотом течет для тех грозных полочан (не служит защитой для жителей Полоцка) под (боевым) кликом поганых (литовцев; иными словами: пограничная Сула и пограничная Западная Двина как бы превратились в болотистые речушки, не служат преградами, на них не оказывается сопротивление)”.
478. Изясливъ, сын Васильковъ. В летописях говорится о полоцких князьях Брячиславе Васильковиче, Всеславе Васильковиче и их отце Васильке Рогволодовиче. О Изяславе Васильковиче нам ничего не известно. Вообще об этой ветви князей наши сведения очень скудны.
481. Дъду своему Всеславу. Имеется в виду Всеслав Брячиславич Полоцкий (ум. 1101). Вся жизнь Всеслава насыщена междоусобными распрями с Ярославичами (потомками Ярослава Мудрого). Еще при жизни он прослыл за чародея. Когда в 1067 г. Всеслав занял Новгород, против пего выступила коалиция Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод). На Немиге (небольшой реке, на которой стоял Минск и которой теперь нет) произошла битва, окончившаяся поражением Всеслава. Обманом Всеслав был схвачен князем Изяславом Киевским и вместе с сыновьями заточен в поруб (земляную тюрьму) в Киеве. В 1068 г., после поражения русских князей от половцев на реке Альте, в Киеве вспыхнуло восстание. Изяслав бежал в Польшу, а Всеслав был освобожден горожанами и провозглашен киевским князем. В 1069 г. Изяслав, в союзе с Болеславом Польским, пошел против Всеслава на Киев. Всеслав выступил навстречу им и остановился в Белгороде (город недалеко от Киева). Однако, не дождавшись прихода Изислава, тайно бежал в Полоцк, Вскоре Изяслав изгнал его и оттуда. В 1071 г. Всеслав вернул себе Полоцкое княжество и правил им до своей смерти.
485 - 486. С хотию на кров, а тъи рекъ. Одно из “темных мест” “Слова”. Здесь дается один из вариантов прочтения этой сложной фразы. В первом издании деление на слова иное: “И схоти ю на кровать, и рекъ”.
490 - 491. Не бысть ту брата Брячяслава, ни другого - Всеволода. Брячислав Василькович - князь Витебский; о Всеволоде Васильковиче нам ничего не известно.
492, 494. Изрони жемчюжну душу... чресъ злато ожерелие. Круглый или квадратный вырез ворота княжеской рубахи обшивался золотом и драгоценными камнями, эта кайма, облегавшая плечи и шею, называлась “оплечьем” или “ожерельем”. Считалось, что, когда человек умирал, его душа вылетала из тела через горло и уста.
497. Трубы трубятъ городеньскии. Смысл фразы - знак сдачи города. Городен или Городно - древний город (современный Гродно), находился на высоком мысу, при впадении в Неман реки Городничанки.
498. Ярославля ecu внуце и Всеславли! Эта фраза с конъектурной правкой; в первом издании: “Ярославе, и вси внуце Всеславли”. Смысл фразы: призыв к примирению потомков Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого, между которыми шла вековая вражда.
508 - 510, 516. На седьмомъ въцъ Трояни връже Всеславъ жребий о дъвицю себъ любу... скочи... въ плъночи изъ Бълаграда. Эта фраза имеет в виду обстоятельства вокняжения Всеслава в Киеве, его бегство из Белгорода в Полоцк (см. выше). Смысл всех иносказаний в этом отрывке “Слова” так раскрыт в объяснительном переводе Д. С. Лихачева: “На седьмом (на последнем) веке (языческого бога) Трояна (то есть напоследок языческих времен) кинул Всеслав жребий о девице ему милой (попытал счастья добиться Киева). Он хитростями оперся на коней (которых потребовали восставшие киевляне) и скакнул (из подгороднего “поруба”, где он сидел в заключении, наверх) к городу Киеву и коснулся древком (копья) золотого (княжеского) престола киевского (добыв его ненадолго не по праву наследства и не “копием”, то есть не военной силой, а древком копия - как в столкновениях между своими). Скакнул от них (от восставших киевлян - своих союзников) лютым зверем в полночь из Белгорода...”
518 - 521. Отвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ. Имеется в виду захват Всеславом Новгорода и его битва с Ярославичами на реке Немиге (см. примеч. к строке 481). Дудутки - по-видимому, местность под Новгородом.
532 - 533. Изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерысшше. Тмуторокань - см. примеч. к строкам 104 - 110. Хорс - один из языческих русских богов, по-видимому бог солнца. Смысл этой фразы в объяснительном переводе Д. С. Лихачева раскрывается так: “Из Киева дорыскивал ранее (пения) петухов до Тмуторокани, великому Хорсу (богу солнца) волком путь перерыскивал (до восхода перебегая ему дорогу)”.
534, 536. Тому в Полотьскъ позвониша... а онъ въ Кыевъ звонъ слыша. Смысл этой фразы, в которой имеется в виду пребывание Всеслава в заключении в Киеве (см. выше), так раскрыт в объяснительном переводе Д. С. Лихачева: “Для него в (его престольном городе) Полоцке позвонили к заутрене рано у Святой Софии в колокола, а он в Киеве (в заключении) звон (тот принужден был) слышать”.
548 - 549. Того старого Владимира нельзъ бъ пригвоздити къ горамъ киевьскымъ. Имеется в виду Владимир I Святославич, совершивший много походов на внешних врагов Русской земли. Смысл фразы: Владимира нельзя было удержать в Киеве из-за его частых походов.
550 - 552. Сего бо ныкъ сташа стязи Рюриковы, а друзии - Давидовы, нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. Речь идет о том, что против половцев, ринувшихся на Русь после поражения Игоря, выступили Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич. Брат Рюрика Давид, сначала собиравшийся присоединиться к ним, от участия в походе уклонился. Стяги Владимира, победоносно реявшие в его борьбе с внешними врагами Руси, теперь, у его потомков, развеваются в разные стороны - согласия, необходимого для успешной борьбы, нет.
554. На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышать. Ярославна, дочь Ярослава Осмомысла (см. о нем примеч. К строке 418), - жена Игоря. Имя Ярославны Ефросинья, указанное в первом издании, источниками не подтверждено. Ниже говорится, что Ярославна плачет на городской стене Путивля. Плач Ярославны долетает из Путивля до Дуная. Дунай же здесь упомянут потому, что по этой реке проходила самая дальняя граница Галицкого княжества - родины Ярославны. Кроме того, Дунай - в славянском фольклоре эпическое название реки вообще.
555. Зегзицею незнаема рано кычеть. Слово “зегзица” встречается только в “Слове о полку Игореве”, но оно близко к наименованию кукушки в других древнерусских текстах: “зогзица”, “зогзуля”; сходные со словом “зегзица” наименования кукушки встречаются и в русских народных говорах.
557 - 558. Омочю бебрянъ рукавъ въ Каялъ ръцъ, утру князю кровавыя его раны. До недавнего времени общепринятым было считать, что “бебрянъ рукавъ” - это бобровая опушка рукава. Но оказалось (это установил Н. А. Мещерский), что в древнерусском языке слово “бебряный” имело значение и “шелковый”.
561. Въ Путивлъ. Стольным городом Игоря был Новгород-Северский, Путивль - город старшего сына Игоря - Владимира. Почему Ярославна причитает в Путивле, не совсем ясно. Возможно, Путивль был лучше защищен и менее доступен для врага, чем Новгород-Северский. Из-за половецкой опасности Ярославна перешла сюда.
573 - 574. О Днепре Словутицю! Ты. пробилъ ecu каменныя горы.. Славутич - славный, прославившийся. В украинских песнях Днепр часто сочетается с эпитетом “Славутич”. Каменные горы - днепровские пороги.
576 - 577. Ты лелъялъ ecu на себъ Святославли носады до плъку Кобякова. Имеется в виду поход Святослава Всеволодовича в Половецкую степь в 1184 г. (см. примеч. к строкам 283 - 285, 293). Насад - ладья с “насаженными” бортами (цельное большое дерево, выдолбленное в форме ладьи и “надшитое” досками с бортов).
600. Овлуръ свисну за ръкою. Половец Овлур (в летописи он назван Лавром или Лавором) помог бежать Игорю из плена. По сведениям русского историка XVIII в. В. Н. Татищева, Игорь щедро наградил Овлура, сделал его, как пишет Татищев, “вельможею” и выдал за него замуж дочь тысяцкого Рагуила.
638 - 642. Не тако ти, рече, ръка Стугна... рострена ко устью, уношу князю Ростиславу затвори. Стугна - небольшая, мелководная река, впадающая в Днепр с правой стороны, немного южнее Киева. Ростислав — младший брат Владимира Мономаха. В 1093 г., во время битвы русских с половцами у Треполя, русские потерпели поражение и стали отступать, во время переправы через Стугну Ростислав утонул.
644. Плачется мати Ростиславля. О плаче матери Ростислава по утонувшем сыне рассказывается и в “Повести временных лет”.
653. Полозие ползаша. Полозы - крупные степные змеи,
662 - 664. “Аже соколъ къ гнъзду летить, а въ соколца опутаевъ красною дъвицею”. Опутать - термин свадебных песен: опутать - значит оженить, засватать. Сын Игоря Владимир женился в плену на дочери хана К.ончака. На Русь он вернулся в 1187 г. вместе с женой и ребенком, здесь был совершен христианский обряд венчания.
671 - 673. Рекь Боянъ и Ходына, Святъславля песнотворца... Ольгова коганя хоти. Это одно из “темных мест” “Слова”; фраза с конъектурной правкой, в первом издании вместо “Ходына” - “ходы на”, вместо “пъснотворца” - “пъстворца”. Из множества гипотез истолкования данного места предложенная наиболее убедительна. Существование еще какого-то песнотворца, современника Бояна, вполне допустимо. Каганами назывались хазарские и аварские владыки, иногда этот титул в Х - XS вв. применялся и к русским князьям.
680. Дъвици поютъ на Дунай. Упоминание Дуная здесь обозначает не только то, что весть об освобождении Игоря долетела до самых дальних пределов Руси, но, видимо, связано и с плачем Ярославны, который долетал до берегов Дуная (ср. примеч. к строке 554).
682 - 683. Игорь ъдетъ по Боричеву къ святъй богородица Пирогощей. Боричев взвоз - подъем от днепровской пристани на гору к центру Киева. Пирогощая - название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 г. Названа так по находившейся в ней иконе Богородицы, “Пирогощей”, привезенной на Русь из Византии.
694. Аминь - истинно, да будет так. “Аминем” заканчиваются не только церковные, но и многие литературные памятники Древней Руси.

 


[Страничка ''Слова'']